Профилактическая работа с семьями групп социального риска
01.06.2022
Семья «группы риска» – это категория семей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более подвержены негативному внешнему воздействию со стороны общества
Основные причины попадания ребенка в «группу риска» – сложные жизненные обстоятельства:
асоциальное поведение родителей
криминальное поведение родителей
жестокое обращение и насилие с ребенком
отклонения от нормы в поведении самого ребенка
Профилактическая работа с семьями «группы риска»
Факторы риска:
Медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни)
Социально-экономические (низкий материальный уровень семьи, неудовлетворительные условия жизни)
Социально-демографические (многодетные и
неполные семьи, семьи несовершеннолетних родителей,
семьи, в которых родители имеют повторные браки…)
Дети «группы риска»
дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социально-психологической помощи и поддержке (в том числе из многодетных семей);
дети с проявлениями социальной и психологопедагогической дезадаптации;
дети из асоциальных семей.
МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников связано с выявлением факторов социального риска. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Понятие «неблагополучная» семья
Семья считается неблагополучной, если родители:
• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
• отрицательно влияют на их поведение;
• жестоко обращаются со своими детьми;
• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Утомленный, сонный вид
Санитарно-гигиеническая запущенность
Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
Неумеренный аппетит
Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
Привлечение внимания любым способом
Чрезмерная потребность в ласке
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
Трудности в обучении
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
- В боязливости ребенка
- В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков
- В сосании пальца, раскачивании
- В боязни идти домой
- В жестоком обращении с животными
- В стремлении скрыть причину травм
Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей
семьи.
2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Хабаровского края в работе с
семьей.
3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.